Офлайн / онлайн

Документаль­ная фотография
и фотожурна­лис­тика

Подать заявку

Даты проведения

октябрь 2025 – сентябрь 2026

Количество занятий

8 в месяц

Стоимость курса

7500 ₽ в месяц

Этот курс — единственный на русском языке долгосрочный практико-теоретический курс по документальной фотографии и фотожурналистике. Он показывает эти направления в их связи с социальной и медиареальностью, а также с повседневной и коммерческой практикой. Полученные навыки вы сможете использовать по своему желанию — для авторских и личных историй, медийных проектов или коммерческих съемок.

Как построен курс

Программа строится вокруг 12-месячного авторского курса Миши Доможилова о документальной фотографии и фотожурналистике. Курс соединяет теорию, техническое мастерство и навыки коммуникации, необходимые для работы в профессии. Значительная часть времени отведена практическим задачам — от съемки портрета и репортажа до работы с пространствами, востребованными и в коммерческих, и в авторских проектах. Курс подразумевает большое количество домашних заданий и их разбор на практических занятиях.

Параллельно проходят краткосрочные классы по смежным дисциплинам: технической грамотности, истории и теории фотографии, написанию текстов. В течение года мы также встречаемся с художниками, кураторами, издателями и другими специалистами индустрии на открытых лекциях и паблик-токах. В середине учебного года пройдет также Мишин 5-дневный интенсив по портретной документальной фотографии.

 

Основная программа

О чем этот курс

Этот курс о документальной фотографии и фотожурналистике как инструментах исследования мира и создания содержательных историй. Вы узнаете, как развивалась документальная фотография последние двести лет, в каком современном контексте существует, какие подходы помогают изучать людей, сообщества, пространства и события, и как эти наблюдения превращаются в законченные проекты.

Программа сочетает системное изучение техники, визуальных языков и профессиональной этики с практикой создания и продвижения собственных проектов. Вы научитесь планировать работу, мотивировать себя, доводить замыслы до реализации и понимать, как монетизировать свои навыки. Если вам интересны репортаж, стрит-фотография, портрет или социальный пейзаж, если вы готовы работать над качеством своих изображений, открыты миру и готовы преодолевать трудности и расстояния — этот курс для вас.

Максимально системный и продуманный, курс создавался и совершенствовался Мишей Доможиловым на протяжении 13 лет. Выпускники продолжают работать в профессиональной среде, реализуют собственные проекты и получают признание за свои работы, включая World Press Photo, Leica Oskar Barnack Award, Sony World Photography Awards и другие.

План основной программы
октябрь 2025 – сентябрь 2026

I. Вводные лекции

1. Soft skills или работа с собой
Как научиться учиться? Методики обучения. Обратная связь. Программное обеспечение для организации работы над проектом. Тайм-менеджмент. Конспектирование лекций и книг.

2. Терминология, жанры и свойства фотографии
Фотография: терминология и классификации. Свойства фотографии. Репортажная, новостная, фотожурналистика и документальная фотография. Фотография – документ? 

II. Визуальные языки и жанры

1. О форме и содержании
Что такое визуальный язык в фотографии? Связь между визуальным языком и содержанием серии. Цвет в фотографии. Визуальные языки и жанры современная композиция.

2. Нейтральные визуальные языки 
Deadpan. Связь с социальным пейзажем, интерьерной и предметной съемкой, портретом. Репродукционная съемка. Нейтральная предметная съемка для документалиста. Визуальные языки с личным вовлечением. Snapshot. Любительская фотография.

3. Репортажный метод
Репортажная фотография: от классики до современного взгляда. Основные принципы и методы съемки. Связь репортажа с техническими навыками. Пошаговая инструкция по повышению репортажного мастерства.

4. Портрет
Портретная фотография в документалистике и ее отличия от коммерческого и «подсмотренного» портрета. Виды фонов в портрете и методы работы с ними. Доступный, свет. Естественный, искусственный, практический и кинематографический свет. Взаимодействие с портретируемым. Особенности позирования в документальном портрете. Групповые портреты. 

III. Проектная работа

1. Основы проектной фотографии
Проектная фотография и отдельный снимок. План работы над проектом. Проект как часть художественной и документальной практики. Долгосрочные проекты. Выбор темы для проекта.

2. Этика и фотография. Медиаправо
Этика журналиста, фотожурналиста, документалиста, социолога, человека. Фальсификация, правда, ложь и фактчекинг. Особенности обработки фотографий в фотожурналистике. Нейросети и этика. Разбор реальных кейсов по нарушению этики. Право на изображение человека. Остросоциальные темы и деликатность. Авторское право. Право на изображение. Обработка и этика. 

3. Рисерч (исследование) и полевая работа
Методы рисерча. Рисерч во время полевой работы. Рисерч, привязанный к месту. Базы онлайн и офлайн ресурсов для исследования. Пошаговая методика рисерча. Полевая работа. Логистика. 

4. Доступ
Получение доступа для съемки. Коммуникация с героем. Письма, звонки и встречи. Получение доступа в открытые и закрытые сообщества. Где можно и нельзя снимать? Коммуникация с частными и государственными организациями. Комфорт, дискомфорт, внутренние барьеры при работе над проектом и в поле. Выход из поля. Контроль над выгоранием.

IV. Темы в документальной фотографии и фотожурналистики

1. Человек
Человек как герой проекта. Фотоистория. Как выбрать героя? Съемка повседневной жизни и неординарных событий из жизни героя. 24 часа из жизни человека.

2. Сообщество
Понятие о сообществе. Виды сообществ. Документальные методы съемки сообществ. От доступа до выхода из поля. Воображаемые сообщества, этнос и нация. Социальная группа: методы разработки темы. Исследование профессии.

3. Последствия
События и последствия. Методы съемки последствий. Исследования травмы. Индивидуальная и коллективная память. Индивидуальная и коллективная травма.

4. Город
Пространство и ландшафт, путь и граница в фотографии. Город: особенности исследования. Паттерн.

5. Глобальные проекты
Явление, феномен, тренд. Аналитические методы в фотожурналистике и документальной фотографии. Системный анализ и его применение в работе над проектом. Глобальные и локальные решения в работе над темой.

6. Личная документалистика
Я как проект. Ближайшее окружение и семья. История семьи. Долгосрочные личные проекты.


V. Постпродакшен

1. Текст
Текст к проекту. Написание кепшнов. CV и биография.

2. Постпродакшн
Предпостпродакшн: подготовка к дальнейшей работе, копирование, резервирование, пакетное переименование и конвертирование. Сверхбыстрый технический отбор снимков. Постпродакшн как часть визуального языка. Пакетная обработка фотографий в Lightroom и Capture One. Постпродакшн и этика документалиста. Цветокоррекция. Разные варианты черно-белой обработки. Создание и ведение архива. 

3. Последовательность и отбор в фотографических сериях
Как рассказать историю с помощью фотографий. Методы повествования и способы сбора серий. Завершенность высказывания. Нарратология. Нарратив в кино, фотографии и других медиа. Типология и архив. Практические методы отбора фотографий в серию. Сбор серии под показы и публикации, для книг и выставок. Текстовые материалы.

4. Презентация и продвижение
Сайт для фотографа. Составление CV и биографии. Конкурсы и фестивали в России и за рубежом. Публикации в изданиях. Составление заявки на получение гранта. Социализация фотографа в индустрии. Портфолио-ревю, коммуникация с фоторедакторами СМИ.  Публичное выступление и создание презентации. 

Краткосрочные учебные классы

Фотографическая грамотность

Ведущий класса: Миша Доможилов

16 занятий, октябрь 2025 – февраль 2026

Описание класса:
Создание персонального проекта – основная задача обучающихся к финалу учебного года. В этом процессе важно не только «что говорить», но и «как говорить». В классе фотографической грамотности учащиеся получат необходимые знания об основных инструментах работы с фотографией. В этом классе пойдет речь о технических основах (например, экспозиция), профессиональных приемах, резервировании, программном обеспечении для отбора и цветокоррекции.

История фотографии

Ведущая класса: Ирина Толкачева

12 лекций, октябрь 2025 – март 2026

Описание класса:
Класс представляет фотографию как неотъемлемую часть искусства и культуры. Этот курс поможет тем, кто хочет разбираться в современных визуальных процессах, трендах, направлениях и языках, отличать актуальное от устаревшего и понимать критерии оценки. С момента своего появления фотография начала менять визуальное восприятие: наш способ видеть и способ смотреть. Фотографии окружают нас повсеместно, мы смотрим на них каждый день и сами их производим. Фотография является инструментом познания и формирует картину мира, влияет на наше мнение и оценку событий, фактов и людей. Являясь искусством, документом и средством массовой коммуникации, фотография формирует понятия о прекрасном и безобразном, нормальном и ненормальном. Чтобы лучше понять, как это происходит, необходимо изучать ее историю, которая неотделима от истории искусства, политики, идеологии, науки, быта, моды, рекламы, стереотипов поведения, человеческих отношений. Лекции построены на материале, хронологические рамки которого охватывают период от середины XIX века до наших дней. 

Встречи с коллегами

Ведущие: Фотографы, художники, фоторедакторы, кураторы и другие эксперты фотографической индустрии

8 встреч, декабрь 2025 – июль 2026

Описание класса:
Класс состоит из встреч, артист-токов, художниками, исследователями, кураторами, фоторедакторами, которые рассказывают вдохновляющие истории о себе, своей деятельности, механизмах работы фотографической индустрии.

Теория фотографии

Ведущая: Ольга Давыдова

6 занятий

Описание класса:

В стадии разработки 

Тексты для фотографа

Ведущая класса: Феодора Каплан

4 занятия, май – июнь 2026

Описание класса:
Современная фотография, будь то документальная история, вымышленный нарратив или художественное высказывание, неотделима от текста о ней, в первую очередь – авторского. Описание к проекту (project statement), манифест художника (artist statement), биография и CV – тексты, необходимые для представления и продвижения своих работ. Класс состоит из теоретического занятия об особенностях форматов текстов с разбором примеров и практикумов, в рамках которых у каждого обучающегося будет возможность поупражняться в письме и сопроводить свою работу текстом.

Практики

Портретный интенсив

В учебном сезоне 2025/2026 мы организуем новую практику –  портретный интенсив с Санкт-Петербурге с полным включением онлайн-участников. Пять дней мы будем разбираться в нюансах портретов, свете, фонах, работе с потретируемыми и о том, какую роль играет портрет в современной фотографии.

Групповые проекты

Обучающиеся вовлечены в создание групповых проектов. Проект «На Ленина» посвящен исследованию трансформации городского ландшафта России. Групповой проект «Человечное» – дань классическому фотожурналистскому жанру – истории о человеке. Обучающиеся также принимают участие в групповом исследовательском проекте, посвященном советским фотоальбомам. В новом сезоне будут и новые групповые проекты.

В ходе курса вы

Узнаете о сотнях проектов современных авторов и классиков документальной фотографии и фотожурналистики. Вместе с тем, будете развиваться фотографически по своей траектории.

Получите полное представление о том, из каких этапов состоит создание документального проекта. Научитесь выбирать тему, проводить предварительное исследование, получать доступ к героям.

Выполните легендарные домашние задания курса, которые могут обратиться в индивидуальный проект или стать частью группового.

Освоите навыки отбора снимков для определенных задач, построения серий, написания необходимых текстов для презентации серий в профессиональном поле.

Разберетесь в этике документальной фотографии и фотожурналистики, отличии их от концептуальной документальной фотографии, узнаете о способах продвижения и возможностях публикаций в медиа.

Прокачаете реальные технические умения, которые могут пригодиться в любой фотографической съемке. Усовершенствуете навыки репортажной, портретной, пейзажной и интерьерной съемки.

Работы выпускников и выпускниц курса

За 10 лет существования курса его проходили люди из России и других точек земного шара. Некоторые из них стали известны как художники, фотожурналисты, другие начали преподавать, работать фоторедакторами. Работы многих обретали выставочную и фотокнижную формы и были представлены на международных фестивалях и страницах специализированных изданий. Вот некоторые их них.

В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.

В оформлении страницы использованы фотографии Алексея Васильева, Сергея Паршукова, Марии Иньковой, Таты Гориан, Надежды Храмовой, Миши Доможилова, Сергея Назарова, Алексея Гунькина, Дарьи Гарник, Ани Мирошниченко, Анны Шулятьевой, Натальи Бочковой, Дарьи Асланян, Антона Климова, Валерия Зайцева, Марины Балакиной.