Выпускники /
Ольга Падалка

Ольга Падалка

Санкт-Петербург

Художница и фотограф, член Союза художников Санкт-Петербурга. С 2021 по 2024 год прошла обучение в школе Докдокдок. Исследует проблемы малых городов и сообществ, темы насилия, социального неравенства, травмы и памяти, национальной идентичности, прав человека, постсоветских трансформаций. Участница групповых и персональных выставок и фестивалей. Работает с фотографией, перформансом, видео, звуком и текстами. 

Накопитель счастья

С Олегом Васильевичем я познакомилась год назад, когда выезжала как фотограф-волонтер с командой Благотворительной больницы. Старик, 85 лет от роду, он жил на улице, спал в подъездах и на остановках. Он совершенно ничего не слышал – мы общались с ним, задавая вопросы с помощью маркера и листа бумаги. Отвечал он чуть скрипучим голосом, неуверенно, после долгого молчания.

Оказалось, что у Олега Васильевича есть квартира. Но зайти в нее невозможно – она вся заполнена вещами, которые он собирал в течение нескольких лет. Электричество и вода отключены, долг по коммунальным платежам в 150 тысяч рублей.

У Олега Васильевича диагностированное психическое заболевание – хординг. Это психическое нарушение, которое входит в Международную классификацию болезней как патологическое накопительство или силлогомания. Оно относится к поведенческим расстройствам личности.

Олег Васильевич родился в 1938 году в Ленинграде. Своего отца он не помнит – тот был расстрелян во время Большого террора. Мать, медик по профессии, растила сына одна. В 1941 году маленького Олега вывезли из оккупированного Ленинграда, он попал в Киргизию. Мать нашла сына спустя 7 лет. Вместе они и жили дальше, пока мама Олега Васильевича не умерла в 1994 году. Всю жизнь Олег Васильевич проработал электриком на заводе.

День Олега Васильевича состоит из прогулок по ближайшим дворам и местам сбора мусора. Он разыскивает что-то, что кажется ему необходимым в его хозяйстве. Он перебирает и отсортировывает собранные предметы. Так в дом попадают пустые бутылки, использованные шприцы, бутыли для кулера и другая утварь. Олег Васильевич тесно набивает маленькими предметами большие емкости, скручивает, сворачивает, будто пряча найденное и скопленное.

В коллекции Олега Васильевича перемешиваются эпохи. Он, неслышащий ничего, живет в своем мире, который как в петле времени – стрелки на его жизненных часах будто не двигаются, чуть подрагивая на месте, в такт сердцу. Вместо общения с другими людьми, недоступного ему в полной мере, Олег Васильевич контактирует с собранными предметами. Ему нравится их трогать, тереть, пересчитывать, рассматривать – кажется, только материальные и осязаемые вещи имеют для Олега Васильевича истинную ценность.