Выпускники /
Лена Овчинникова

Лена Овчинникова

Москва

Лена Овчинникова родилась в 1985 году в республике Коми. Окончила Ухтинский государственный технический университет по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления». Обучалась графическому дизайну в Московском государственном университете дизайна и технологий. В 2014 и 2016 годах изучала документальную фотографию на вечернем отделении Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко. С 2018 года изучает актуальную фотографию в школе «Докдокдок». Выпускной проект Лены вошел в финал конкурса Blurring the Lines 2019 и опубликован в одноименном каталоге. Макет книги “Мачеха” был представлен на Unseen Book Market 2019 на стенде FOTODOK. В настоящее время живет и работает в Москве.

Мачеха

Мифологические сценарии дарованы нам с самого рождения – в голосе взрослого, читающего сказки на ночь, в популярных гендерно-ориентированных анимационных фильмах, в массовом кино. Они агрессивны и требовательны. Они прорастают готовыми схемами, вкрадываясь незаметно, в человеческую, совсем не сказочную жизнь. Так мифология предлагает определенный набор женских образов и сценариев. Общим местом в западноевропейском мифологическом сознании стало противопоставление заботливой и любящей матери злой, холодной, ненасытной мачехе, а той, в свою очередь – беззащитной и добродетельной падчерице. Женскими качествами наделяется дерево – возникающее как источник жизни, дающий плоды и становящееся местом укрытия.
Эта работа – проживание того, каково быть мачехой, как ежедневно любить чужого ребенка, и быть злой потому, что кто-то извне своим вторжением нарушил и без того хрупкий порядок вещей. Это рефлексия собственной жизни, ощущений и переживаний, связанная с попыткой избавиться от шлейфа сказочных трагедий. Сбегая от вынужденного материнства, от ответственности и страха, я оказываюсь в лесу среди деревьев, сама становлюсь похожей на девочку – героиню сказки, гонимую злыми силами. На ветвях я нахожу «волшебные предметы» – потерянные детские вещи, бережно собираю их в надежде обрести что-то, чего оказалась лишена. Проигрывая новые семейные сценарии, я задерживаюсь на моментах отчуждения, которые неизбежны в отношениях близких людей. Я снова убеждаюсь в невозможности ускользнуть от власти одних над другими, от того, что даже между родными всегда есть то, что невозможно увидеть.
С помощью фотографии я конструирую беременность, ищу отсутствующий исток материнской любви. Я раскрашиваю детские вещи цветным светом, подсвечиваю солнечными бликами. В процессе создания совместных портретов я формирую модель отношений, вновь убеждаясь, что результат зависит от того, сколько вложит в него каждый.