Выпускники /
Екатерина Чурбакова

Екатерина Чурбакова

Санкт-Петербург

Документальный фотограф, родилась в 1993 г. в Мурманске, Россия. С 2022 года живет и работает на Кипре. Выпускница школы современной фотографии Докдокдок. Основным интересом является работа над долгосрочными документальными проектами. Фотография является для нее инструментом исследования жизни и идеологии различных сообществ и групп в контексте социальных изменений. Ее работа включает изучение таких тем как изоляция, дискриминация и травма.
Ее проекты были опубликованы в изданиях «Такие Дела», The Calvert Journal, Dodho Magazine, «Заповедник» и других.

Высокая земля

На острове Валаам и многочисленных соседних островах находится древний комплекс храмов и скитов. Здесь расположен один из самых больших мужских православных монастырей в России, основанный в XIV веке. В прошлом Валаамский монастырь пострадал от сложной истории завоеваний, разрушений и репрессий. В XIX веке после паломничества в Иерусалим у настоятеля монастыря появилась идея создания на Валааме «русского Иерусалима» как напоминания о Святой земле. Для этого на острове были построены новые сооружения, которые получили названия в честь нескольких христианских святынь, и вдоль них проложен маршрут по острову. Сегодня монастырь имеет собственное обширное хозяйство и является полностью автономным. В ведении монастыря находятся ферма, пекарня, рыбное хозяйство, пасека, сельскохозяйственные угодья, военная часть, метеорологическая и пожарная станции.

Несмотря на свою удаленность, это место привлекает десятки тысяч паломников и туристов со всего мира. На острове постоянно проживают более двухсот монахов и послушников, которые редко уезжают с острова. Некоторое количество местных жителей, оставшихся здесь после упразднения поселка Валаам, все еще не хотят покидать остров, потому что считают его своим домом. Множество волонтеров, приезжающих помогать монастырю в хозяйственных делах, постоянно обновляют и изменяют социальный ландшафт острова. Подобное распределение людей является уникальным явлением для закрытого монастыря. Таким образом создается специфический социальный климат острова и отношений людей между собой.

В общественном представлении существует много стереотипов о жизни в монастыре. Это сложно заметить со стороны, но, пожив на острове, начинаешь замечать, что жизнь острова представляет собой модель нашего общества в миниатюре. Люди также переживают дружбу, отношения, работу, конфликты. Часто говорят, что в монастырь человек приезжает из-за жизненных трудностей. Многие люди оказались в монастыре по причине зависимостей, болезни, тяжелых жизненных ситуаций, потери ценностей и смысла жизни. Для них это последнее место, где они могут получить помощь и поддержку, некоторые на острове пытаются начать жизнь заново.

Малахитовая шкатулка

Уральские горы протянулись с севера на юг на многие тысячи километров, разделив собою две части света — Европу и Азию. Урал как территория, расположенная «между двух миров» и населенная многочисленными народами, оказалась местом рождения богатой мифологии. Один из мифотворцев Урала – советский писатель Павел Бажов, очарованный народным уральским фольклором – стал автором известного сборника уральских сказов, где переплелись реальное и сказочное.

Я путешествую по местам, где происходили действия сказов Павла Бажова и встречаю людей, которые теперь населяют эту местность. По сути, я повторяю путь Бажова — он много ездил по Уралу, общался с людьми, интересовался их жизнью, бытом и передаваемым из поколения в поколение историями. Наблюдая и общаясь с местными, я сталкиваюсь с теми неизменными архетипами, которые являются частью любой мифологии. Мне интересно узнать, как изменился социальный ландшафт с того времени и насколько значимой осталась роль сказов и мифов в современной жизни. Многие герои сказов Павла Бажова имели реальных прототипов и мифологических предшественников. Его персонажи привязаны к определенной географической точке, укоренены в сказах, глубокой мифологии и традициях. Они остаются верными своим родовым местам, которые дают им опору и наполняют силой. Однако некоторые герои сказов Бажова выбирают путь странствий и решают уехать, что часто ставит перед героем множество препятствий и испытаний.

Идея этого проекта родилась из моих размышлений о важности связи человека с его родной землей, сохраняемыми традициями и преемственностью. Все это оказалось непосредственно связано с настоящими событиями, происходящими в моей стране – России, которую мне пришлось покинуть. Оказавшись оторванной от своего «родного места» и привычного контекста, мне предстоит переосмыслить понятие дома и своих ценностей.