Аня Мирошниченко
Москва
Живет и работает в Москве, окончила РАТИ-ГИТИС, факультет театрального искусства, кандидат искусствоведения. Занималась театральной и репортажной съемкой. С 2016 по 2019 годы проходила обучение в школе Докдокдок. Победитель и финалист международных конкурсов Gomma Grant, Picture of the Year (POYi), LensСulture Portrait Award, PDN Annual, Canada Blanche PhotOn, Hellerau Photography Award, Kolga Award, Life Press Photo, Vilnius Photo Circle, Portrait of Humanity, College Photographer of the Year, участник многих международных фестивалей – Riga Photomonth, Helsinki Photo Festival, Pierrevert Nuits Photographie, Rovinj Photodays 2019, Ph21 Gallery и других.
С появлением курса «Опыты современной фотографии», документальная почему-то отошла на второй план (и вообще закралась мысль, что я не фотожурналист). А ведь начиналось все так «безобидно». Это как детский утренник, который выливается в серьезную работу. Для меня этот курс стал какой-то отдушиной в плане творчества. Я как-то по другому взглянула на фотографию и поменялся не только взгляд, но и визуальность, попробовала использовать другой стиль, практики и сам подход. Причем многое приходилось осмысливать, чего раньше я не делала. И вот это, наверное, главное — осмыслять свой проект. Фотография стала шире, масштабнее. Я бы никогда не подумала, что смогу работать в подобной манере. Наивно казалось, что «такая» фотография только для эстетов. Конечно, в особенности, это заслуга куратора, которая в нас (наших проектах) видит что-то такое, чего мы сами еще не видим, но мечтаем увидеть. Поэтому мне очень жаль это терять, наоборот, хочется только приумножать, развиваться и творить.
Dresscode
Одежда издавна не ограничена лишь функцией прикрытия наготы и сохранения тепла. Мода и вовсе возвела ее едва ли не на лидирующие позиции в индустрии красоты. С помощью одежды тело можно преобразовать до неузнаваемости, в любую форму. Вопрос в том, насколько телу комфортно в этом союзе.
Где-то одежда подражает природному совершенству тела, имитирует его фактуру, цвет, а иногда диктует совершенно иные образы, пытается вытеснить, освободиться от физического или поработить его. А где-то и тело само вынуждено подстраиваться под формы своего облачения, маскироваться и пытаться слиться с костюмом, теряя при этом свою индивидуальность. Этот союз рождает взаимосвязь, создавая новое бесполое тело.
Femininity Vulgaris
Мои представления о женственности формировались в детстве в наблюдениях за матерью. Моя мать – это большой гардероб, бесчисленное количество белья, одежды и украшений. Множество аксессуаров, чтоб казаться привлекательнее, стройнее, красивее. Моя мать – это десятки флаконов с парфюмом, горы косметики, маски, массажеры, приборы для сжигания жира. Моя мать – это пластическая операция, ее тело – отдельный от нее объект манипуляций ради красоты. Вещи, которые останутся после моей матери, будут так или иначе связаны с модификацией тела и лица.
Тело современной женщины подобно платью – его можно перекраивать по желанию, где-то отрезать, где-то ушить, согласно тем или иным представлениям. Женский визуальный образ, транслируемый в медиа и массовой культуре, неотделим от сексуальности, которая все больше приобретает агрессивный характер. В том числе и по отношению к самим своим носительницам, сексуальность побуждает к действиям и подобно тирану порабощает. И если раньше женщина часто воспринималась как актор воспроизводства жизни, то теперь репродуктивная функция остается в тени требований сексуальности и клишированной красоты, а сами органы можно переделать в угоду современной телесной моде.
Ана любит тебя
«Ты можешь прожить без еды. Она тебе не нужна!», «Просыпайся с мыслью: сегодня я легче, сегодня я красивее», «Ана – твоя лучшая подружка, никому не говори о ней». Такими фразами пестрят популярные интернет-паблики, посвященные анорексии. Количество подписчиков в них тысячи.
Ана – это краткое название анорексии, психического заболевания, при котором человек сознательно отказывается от еды. Распространенное среди подростков, по неофициальным данным заболевание в 50% случаев приводит к смерти. Молодые девушки готовы на все, чтобы их вес не превышал 40 килограмм. Но главная цель – отметка 30.
Изначально нервная анорексия – профессиональное расстройство моделей из мира модной индустрии. Сегодня она стала частью жизни обычных людей, никак не связанных с миром моды. Неосторожная фраза, оскорбительный комментарий о комплекции приводят к тому, что женщины резко меняют образ жизни и готовы на любые жертвы, чтобы соответствовать призрачным идеалам.
Комната
После смерти человека от него остаются вещи и память.
Целый год я снимаю в комнате, где раньше жила Ба. Прошлым летом её не стало и мне пришлось разбирать все её вещи, о существовании многих из которых я даже не знала. Я делала портреты с непонятными мне предметами, старыми сервизами, треснутыми тарелками и блюдцами, ржавыми гвоздями, молотками, потёртыми пальто или просто засохшими цветами.
Сначала мне хотелось запечатлеть свой интерес и понять, для чего человеку нужно столько вещей. Многие люди, поколения Ба, пережившие войну, голод, приобрели синдром дефицита. Вещи будто придавали уверенности и защищенности на любой случай жизни. Они успокаивали. Сколько раз я видела, как Ба перебирает постельное белье или синтетические платья «на выход», ценность в которых видела только она. Большинство из них были отложены на «черный день».
Делая портреты, я поняла, зачем мне это было нужно. Я фиксировала себя в памяти. Я делала их даже с какой-то маниакальной зависимостью, не анализируя и не вкладывая в этот процесс какой-то изначальной цели или идеи. Мне хотелось, чтобы меня не забыли, когда и в моей комнате станет пусто. Ба жила для вещей, а я эти вещи преобразовываю в память. Мне хочется крикнуть, что я есть, даже тогда, когда я бесследно исчезну, как Ба.
Рассылка Докдокдок
Докдокдок в соцсетях
Следуй за нами