Офлайн / онлайн

Опыты современной фотографии

Подать заявку

Даты проведения

октябрь 2024 – август 2025

Количество занятий

5–10 в месяц

Стоимость курса

7200 ₽ в месяц

Обучение по программе «Опыты современной фотографии» состоит из трех блоков.

Основная программа – 11-месячный авторский курс Феодоры Каплан по теории и практике современной концептуальной документальной и арт-фотографии.

Краткосрочные учебные классы по смежным дисциплинам: в том числе класс по теории цвета и обработке для художников, класс фотокниг, класс коллажа и творческого письма, класс «Искусственный свет в фотографии», а также большой класс творческих встреч и паблик-токов со специалистами индустрии.

Разнообразные практики, в том числе работа над групповыми проектами, участие в семинарах и дискуссиях, в недельной выездной опытной арт-станции, в четырехдневном выездном интенсиве (совместно с другими курсами), и если звезды сложатся – в поездке на фотофестиваль.

Главными задачами учащихся курса являются развитие концептуального и художественного мышления и определение собственной позиции по отношению к практике фотографии, создание персонального фотографического проекта, фотокниги, зина и/или участие в групповом проекте, форма которого будет определена в процессе обучения.

Основная программа

Лекции

Теоретический блок включает занятия, раскрывающие историю и теорию фотографии в контексте истории искусства, философских идей и оснований, а также семинары, направленные на развитие практических навыков учащихся – построение концепта работы, выбор стратегии, написание текстов, продвижение.

Семинары

На практических занятиях происходит картирование персональной художественной практики учащихся, разбор домашних заданий, которыми дополнена лекционная часть, дается подробная обратная связь по съемкам, сделанным в ходе работы над персональным проектом.

О чем этот курс

Вот уже несколько десятилетий вера в достоверность фотографического изображения ломается об утверждение, что ни одна фотография не является документом. Это, по сути, равнозначно обратному: все есть документ. Так деление фотографии на «документальную» и «арт» оборачивается условностью, результатом некогда принятого соглашения.

Под коркой кажущейся простоты, фотография скрывает неочевидное. И это скрытое не что иное, как она сама. Это ее физические свойства и способ бытования – в социальной реальности и в пространстве художественного высказывания.

Современная фотография, понятая, разумеется, не как «создаваемая нашими современниками», более не несет на себе бремя «мгновенного отражения реальности». Но вместе с тем все же удерживает тесную связь с действительностью. Связь эта – самого интимного свойства, поскольку следствием ее является приращение нового.

Само это новое, или проявление скрытого фотографии, является ничем иным, как результатом опыта, через который в процессе создания изображения проходит автор, в процессе восприятия – зритель, и как следствие – они оба. С точки зрения самой современной фотографии, она знает немало способов осуществления этого опыта – документация, перформанс, реэнектмент, интервенция, скульптурирование, провокация, концептуализация и это еще не все.

Помимо опытов и экспериментов – внутри мыслительного процесса (чем мы и будем заниматься в течение года) – есть еще одна важная деталь, о которой не стоило бы умалчивать: современная фотография неизбежно пересекается с полем интеллектуальной мысли. И более того, без него сегодня она попросту невозможна. Этому факту в рамках образовательной программы уделяется особенное внимание – учащимся предлагается читать, исследовать, смотреть и обсуждать узнанное.

В рамках основной программы курса предполагается изучение следующих тем:

Почему нельзя научить искусству. Современная фотография и археология медиума. Фотография: документ, свидетельство, искусство. Фотография и авторское высказывание. История в основании фотографии. Медиум фотографии и ее восприятие. Авангард и китч. Минимализм и концептуализм. Постмодернизм, постконцептуализм, современность. От фотографии к исследованию и обратно. Постфотография. Нечеловеческая фотография и новая материальность. Психоанализ и фотография. Тексты в художественной практике. Отбор и сборка фотографий в последовательности. Фотография в выставочном пространстве. Как сделать работу видимой для зрителей. Презентация и позиционирование себя и художественной практики в мире изображений.

Помимо теоретического материала, сопровождаемого большим количеством примеров (из фотографии, кино, искусства), прохождение курса подразумевает самостоятельное чтение и групповое обсуждение текстов, интерактивные взаимодействия в группе и выполнение практических заданий, как в группе, так и за пределами образовательного класса. В работе над дипломными работами учащиеся получают необходимую навигацию по изучению дополнительных источников.

Краткосрочные учебные классы

Встречи с коллегами

Ведущие:
Фотографы, художники, фоторедакторы, кураторы и другие эксперты фотографической индустрии

12 встреч

Описание класса:

Публичные и артист-токи художников, исследователей, кураторов, фоторедакторов и других персонажей нашей совместной драмы (о судьбах фотографии в России), которые рассказывают вдохновляющие истории о себе, своей деятельности, механизмах работы фотографической индустрии.

Теория и практика создания фотокниг

Ведущие: Елена Холкина и Феодора Каплан

8 занятий

Описание класса:

Набирающая популярность форма существования фотографии – авторская фотокнига – требует особенного внимания и осмысления. В ходе класса обучающиеся получат представление об истории фотокниг и современном состоянии фотокнижного поля как в России, так и за рубежом. А также узнают об этапах создания книжного dummy.

Самые проработанные в ходе обучения на курсе проекты смогут быть реализованы в виде фотокнижного макета на пятидневном воркшопе в Санкт-Петербурге, под руководством Елены Холкиной и Феодоры Каплан в июле 2024 года.

Искусственный свет в фотографии

Ведущий: Дмитрий Лукьянов

7 занятий

Описание класса:

Каждый автор, который становится интересным широкой публике, формирует свою визуальность. В теоретической части курса участники познакомятся с приемами  фотографов и художников, для которых свет – это основное выразительное средство. А на практике разберутся в том, как его использование  влияет на характер изображения и подберут собственный инструментарий для работы.

Коллаж и творческое письмо

Ведущая: Нина Фрейман

5 занятий

Описание класса:

Мы узнаем, как коллаж вышел из викторианских альбомов и превратился в основу искусства XX-XXI веков. Разберем, как он стал козырем дадаистов, языком футуристов и тканью главного модернистского романа. Найдем его следы повсюду и самое важное – сами попробуем делать коллажи и писать коллажно. 

Основы теории цвета и обработка фотографий для художников

Ведущие: Полина и Владимир Мордвиновы

6 зянятий

Описание класса:
Из лекций класса студенты узнают основы цветовой теории, начнут ориентироваться в современных тенденциях цветокоррекции в арт-фотографии. Лекторы расскажут об основах работы в программах Adobe Photoshop, Adobe Lightroom, Capture One. Студенты обретут насмотренность, познавая теорию на примерах из арт-фотографии, модной, рекламной и документальной фотографии. Особое внимание будет уделено коллажному и монтажному принципу создания изображений в Adobe Photoshop, а также созданию других специальных эффектов.

Практики

Выездная опытная арт-станция

Выездная опытная арт-станция – недельный выезд обучающихся курса, задуманный для того, чтобы каждый почувствовал себя внутри непрерывного художественного процесса. К финалу все желающие смогут создать работы, непосредственно связанные с местом пребывания. В предыдущие годы арт-станции проходили в Ясной Поляне, в Пушкинских Горах, в городе Юрьевце и в Выборге.

Групповые проекты

Интеграция обучающихся в фотографический процесс помимо прочего происходит за счет создания коллективных инициатив. Будь то совместные походы на выставки, танцы, интервенции в музеи или что-то еще. За коллаборациями – будущее. Наши действия направлены на установление дружественных связей и основанные на них творческие активности разного масштаба.

Работы обучающихся курса

В ходе учебного года в программе возможны незначительные изменения.

В оформлении страницы использованы фотографии Жени Бабской, Елены Холкиной, Таты Гориан, Полины и Владимира Мордвиновых, Надежды Храмовой, Миши Доможилова, Екатерины Яновой, Елены Овчинниковой, Екатерины Теплица, Марины Истоминой, Каати Пуолакайнен, Дарьи Дар, Василия Пиндюрина, Ольги Кузьменковой, Ирины Дмитровской, Вероники Тришиной, Дарьи Весничевой, Евгении Корешиловой, Арины Старых, Ники Сандлер, Маргариты Хатмуллиной, Карины Фоминой, Алексея Душутина, Насти Виноградовой.